Допустимая мощность электросамокатов для езды без прав

В отличие от мотоциклов и скутеров, для управления самокатом не требуется обучаться в автошколе, сдавать экзамен в ГАИ и получать права. Однако не все электросамокаты можно использовать без водительского удостоверения, существует значение — разрешенная мощность электросамоката без прав.

Электросамокаты, подходящие для езды без прав

Еще несколько лет назад электросамокаты не были так технически развиты. Все они приравнивались к средствам индивидуальной мобильности типа роликовых коньков или скейтбордов. Скорость таких транспортных средств достигала не более 35 км/ч.

ГИБДД и маломощные самокаты

Категория класса «М», подходящая под мопеды, квадроциклы и скутеры мощностью более 250 W, не распространяется на маломощные самокаты. Это значит, что данные средства передвижения запрещается использовать на дорогах общего пользования. Езда разрешена только по тротуарам, велосипедным дорожкам и пешеходным зонам.

Пересечение дороги на маломощных ТС возможно только по пешеходным переходам. Езда по переходу запрещается: средство передвижения следует держать в руках или катить рядом.

Как узнать, нужны ли права на ваш самокат

После 2020 года в продаже появилось много мощных самокатов с электромоторами, максимальная скорость которых могла превышать скорость автомобильного потока.

По всему миру начали возникать конфликтные ситуации с сотрудниками автомобильных инспекций. Ситуация противоречива: самокат с максимальной скоростью более 50 км/ч небезопасно использовать в пешеходных зонах, поэтому многие райдеры начали ими пользоваться на дорогах. Сотрудники дорожных служб не умеют отличать мощные устройства от обычных и, видя на дороге самокат, фиксируют нарушение.

ГИБДД осматривает электросамокат

Возникла необходимость официально зафиксировать, на какие средства передвижения необходимы документы, а на какие нет. Определяющим фактором считается мощность устройства:

  • более 250 W — права требуются (категория «М»);
  • менее 250 W — необходимости в документах нет.

Поскольку мощное устройство, например, электросамокат мощностью 350 ватт, приравнивается к мопеду, его вождение требует от водителя наличия прав,  шлема и соблюдение ПДД. При наличии водительских прав категории «B» езда на мощном самокате разрешается. Категорию «М» должны получить лишь лица, не проходящие учение в автошколе.

Ответственность при управлении мощным самокатом

Допустимая мощность электросамоката для езды без прав — 250 Ватт. Для законного пользования устройством передвижения мощностью более этого параметра, необходимо наличие водительских прав категории «М». Для получения прав необходимо:

  • пройти медицинское освидетельствование;
  • закончить обучение в автошколе;
  • сдать экзамен в ГИБДД.

Экзамен в ГИБДД

Несмотря на ряд процедур, владеть электрическим самокатом проще, чем скутером. На него не требуется регистрационный номер.

Таблица штрафов для владельцев самокатов
Тип нарушения Маломощные устройства (менее 250 Вт) Мощные (более 250 Вт)
Езда без шлема _ Штраф 1000 рублей
Отсутствие прав _ Штраф 5000–15000 рублей/направление устройства на штрафстоянку
Скрытие с места аварии _ Лишение прав/арест
Отсутствие прав при себе в момент проверки _ Штраф 500 рублей/предупреждение
Управление в состоянии опьянения Штраф 1,2 тыс. руб. Лишение водительского удостоверения и штраф 30000 рублей
Езда по проезжей части Штраф 500 рублей _

Авария на проезжей части с участием самоката рассматривается как ДТП. Если же столкновение произошло в пешеходной зоне, то данный инцидент не является ДТП и считается конфликтом между пешеходами.

Авария электросамокатов

В технических характеристиках на самокаты имеется две величины: «номинальная мощность» и «максимальная мощность». Согласно ПДД, для управления устройствами номинальной мощностью более 250 Вт требуется наличие прав. Многие ошибочно путают номинальный параметр с максимальным. Максимальная мощность значительно выше и не является показательной величиной.

Разрешенная номинальная мощность электросамоката для езды без прав составляет 250 Вт.

У самоката мощность ровно 250 Вт — нужны ли права?

Итак, ответ на вопрос «Если электросамокат мощностью более 250 ватт – нужны ли на него права?» вроде бы найдет ответ. Но по прежнему не понятно, что делать владельцам, мощность самокатов которых равна 250 ватт. На правовом уровне рассматриваются две категории транспортных средств с мощностями до 250 Вт и более 250 Вт. Если  допустимая мощность электросамоката составляет ровно 250 Вт,  в правилах не указано, к какой категории устройств его нужно относить. В ГИБДД объяснили, на какой летний электротранспорт нужны права

Xiaomi Scooter 1S
Xiaomi Scooter 1S с мотором 250 Вт.

Поправки в ПДД 2021 года для электросамокатов

В связи с плохой управляемостью и нестабильностью на высоких скоростях велосипедов, самокатов, роликов и т. д. на законодательном уровне их перенесли в категорию «Средства мобильности индивидуального типа». Водители СИМ должны учитывать, что:

  • Движение маломощных ТС разрешается исключительно по дорожкам для велосипедистов. Разрешается езда по тротуарам и пешеходным дорожкам со скоростью не более 20 км/ч. В случае отсутствия тротуаров или велосипедных дорожек допускается езда рядом с обочиной в крайней правой полосе. Езда вдоль обочины разрешена только при наличии прав на вождение.
  • Независимо от типа средства передвижения (мощный самокат или велосипед), езда в нетрезвом виде запрещается даже по тротуарам. Это предотвращает возникновение рисков для пешеходов.
  • На владельцев самокатов мощностью более 250 Вт распространяется требования ПДД. За нарушение правил владельцы привлекаются к ответственности.

Электросамокаты

ПДД для езды на скутере или электросамокате запрещают:

  • перевозку пассажиров;
  • езду без рук;
  • катание в не застегнутом шлеме или без него;
  • буксировку других самокатов или иных СИМ.

Перспективы мобильного транспорта

Спрос на электрические самокаты продолжает возрастать. Это связано с популяризацией экологичных средств передвижения. Во всем мире ведутся изменения в инфраструктуре, позволяющие сделать пользование экологичным транспортом удобнее. Изменения будут распространяться не только в России, но и на территории СНГ.

Электросамокаты в городе

С увеличением мощности электросамокатов возросло количество ДТП с их участием. Таким образом, правила езды на элекстросамокате распространяются на райдеров электросамокатов с любой мощностью, они обязаны соблюдать скоростной режим, осторожность по отношению к другим транспортным средствам и особенно, пешеходам. Для управления самокатами мощностью более 250 W водитель должен иметь права категории «М». На лиц, управляющих такими транспортными средствами, распространяются требования ПДД и ответственность за их нарушение.

Расскажи друзьям
Алексей Степанченков

Cоставляю рейтинги, изучаю отзывы и мнения практикующих пользователей. Любитель электронных новинок.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Андрей

    Не знаю, это с какой такой скоростью поедет самокат 250 Вт. Если у меня Kugoo M4 Pro разгоняется максимум до 35 км/ч. Наверное можно и больше, если у человека с головой не всё в порядке.

    Ответить
  2. Виталий

    Я человек с весом 115кг. Самокаты с мощностью меньше 250W меня не потянут — на рынке самокаты позволяющие нагрузку хотя бы до 120кг уже имеют мощность выше 250W. Есть самокат, на котором производитель искусственно ограничел скорость до максимум 25км/ч. Почему бы не разрешить такие самокаты? Меня не интересует скорость, я считаю, что и 25км/ч много, мне бы и 15км/ч выше крыши, но к сожалению как я писал выше, самокаты для меня недоступны из-за ограничения по весу, а те, что есть, требуют права( Думаю стоит рассмотреть варианты искусственного ограничения скорости, например если макс скорость не выше 25, то разрешить не смотря на превышение мощности. Иначе это дискриминация людей с весом выше 100кг, которых маломощные самокаты просто не потянут

    Ответить
    1. Виталий

      По мощности ограничивать транспорт полный бред. Если это тележка, которая может двигаться не выше 5км/ч, но при этом тащить груз в 1 тонну — тоже запретить? мощность то у нее выше 250W

      Ответить
  3. Илья

    Вот уже полдня изучаю эту тему — нет однозначности и единого мнения.
    Если номинальная моща ровно 250вт — это сим или уже мопед?…
    Если меньше 250вт, но едет быстрее 20-25кмч(гипотетически) — тот же вопрос!
    Одни утверждают: что сим — приравняли к пешеходам; выезжать на проезжую часть нельзя категорически, по обочине нельзя тоже; административки никакой и можно скрыться с места наезда на пешехода!!!, можно управлять под мухой!!! ; можно перевозить пассажира…
    Другие пишут: сим — приравняли к велосипедам, выезжать на дорогу с ограниченной скоростью до 60кмч — можно (но уже в шлеме, с правами М, и прочими требованиями к ТС…); если сим врезался в пешехода — штраф до 1500р, если покалечил — уголовка, управление под мухой — штраф до 1500р, нарушил ПДД — 800р; с пассажиром — низяяя…
    А ведь, хотели мощнее 250вт — регистрировать, как скутеры и мопеды, и выдавать регзнаки…

    Ответить
    1. Мария Гордеева

      «Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

      «Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

      Таким образом, можно сказать, что если в документах транспортного средства (например, в инструкции по эксплуатации или в гарантийном талоне) указано одно из слов «электросамокат», «электроскейтборд», «гироскутер», «сигвей» или «моноколесо», то перед Вами средство индивидуальной мобильности.

      Что касается мощности, нигде нет точной информации о допустимой мощности СИМ, и куда отнести электросамокат с мощностью ровно 250 Вт. Так что это пока тайна, видимо, и для самих сотрудников ГИБДД. Также что и что касается штрафов — зависит от сотрудника ГИБДД и его понимания ситуации. Некоторые трактуют правила для самокатов в зависимости не от их мощности, а от веса и его максимальной скорости.
      Основные акценты в правилах для СИМ сделаны на том, где и кому можно или нельзя ездить: возраст, места передвижения, скорость, экипировка, тех.паспорт. Вероятнее всего, эти требования будут постоянно дорабатываться.

      Перевозка пассажиров возможно лишь в том случае, если в тех.паспорте средства передвижения это указано.

      Кататься пьяным (под мухой, под шафе, на веселе, в состоянии не слишком сильного алкогольного опьянения, в подпитии, под хмельком, принявши на грудь, намахнувши, прибухнувши, во хмелю, и так далее) на чем угодно опасно как для окружающих людей и транспортных средств, так и для личной жизни катающегося.

      Ответить
  4. Илья

    Ничего не прояснилось! Что сим, а что мопед — и так ясно, по-отдельности. А вот как это будет работать на практике?!…
    И я употребил другой термин: не пьяным — а под мухой (бокал вина, кружка пива). Что, водителей симов будут «продувать» на 0.16?!…
    Пример: инспектор остановил водителя сима =250вт, или меньшей мощности но превысившего 20кмч (например с горки) , и приравняв его к мопеду — провел освидетельствование. Алкотестер показал 0.16…0.17, а теперь смотрите какие штрафы!
    Вобщем, всё как всегда: законы так пишут, чтобы трактовать мог каждый по-своему…

    Ответить